Печать
Категория: Статьи
Просмотров: 582

Как выгодно провести розыгрыш призов, промокодов, подарков или скидок и не попасть под штрафы? Этот вопрос очень часто задают клиенты нашего рекламного агентства. Вы сможете найти ответ в этой статье, которая разъясняет важные отличия между коммерческими и маркетинговыми лотереями, а также законодательные условия для правильной рекламы вашей промоакции.

Что такое лотерея?

Лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором, где одна сторона (оператор) осуществляет розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участвующая в лотерее) имеет право на выигрыш, при условии, что она признается выигравшей соответственно с условиями лотереи. Федеральный закон "О лотереях" № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 года регулирует проведение лотереи.

Практически, это взаимодействие 2-х сторон. Где одна сторона проводит розыгрыш (денежных средств или ценных предметов, которые разрешены в Российской Федерации), вторая сторона – гарантированно получает приз, когда условия розыгрыша выполняются. При этом в качестве приза указывается или призовой фонд полностью,или определенная часть общего фонда. Самое важное отличие коммерческих лотерей от иных розыгрышей с ценными подарками – выигрыш формируется за счет денег от билетов.
В рамках коммерческих лотерей реализуются «лотерейные билеты» – это специальный документ (заявление, купон и т.д.), дающий право участия в розыгрыше. Одновременно с этим, документ подтверждает согласие участника с определенными условиями. Билеты для участников лотереи требуется обязательно регистрировать.
Организовывать лотерею в нашей стране могут исключительно Минфин и Министерство спорта. Собственники частного бизнеса не имеют права просто напечатать лотерейные билеты и организовать розыгрыш. Они могут стать «оператором» розыгрыша, но понадобится пройти конкурс у организаторов. Незаконная организация лотереи – нарушение, за которое могут назначить штраф. Размер взыскания следующий:

Рекламная акция

Другое название - стимулирующее мероприятие. Под ним понимают конкурсы, игры и т.д., когда для участия необходимо приобрести товар или услугу. Например, промо-акция «Купи газировку и найди свой приз под крышечкой» или «Заправься на 700 рублей и участвуй в конкурсе». Такие акции относят к рекламным, поэтому они регулируются федеральным законом "О рекламе".
Стимулирующие мероприятия осуществляются по инициативе предпринимателя, их не требуется обязательно регистрировать. При этом необходимо сообщить клиентам:

 

Как можно отличить лотерею от промо-акции?

Порой стимулирующие мероприятия могут назвать «лотереями». И между ними на самом деле есть общие свойства:

 

 

Критерий Денежная лотерея Промолотерея
За счет чего формируется призовой фонд? За счет проданных лотерейных билетов: продали билетов на 500 тыс. – призовой фонд будет формироваться из этих 500 тыс. За счет фирмы, которая устраивает промо-акцию. Допустим, магазин объявил о розыгрыше ценных призов среди купивших газировку. Неважно на какую сумму продан продукт, призы будут покупаться за деньги компании.
Чем подтверждается участие? Приобретенным лотерейным билетом. Чеком/купоном (и так далее), выдаваемым бесплатно, после выполнения условий акции или покупки товара.
Риск для участвующих? Присутствует. Участники могут потерять деньги, не получив ничего взамен. Отсутствует. Клиенты покупают товар, а получение приза – это приятный бонус.

Таким образом, если вы организовываете акцию, где каждый купивший товар на сумму, допустим, свыше 600 руб., получает бесплатный купон, чтобы участвовать в розыгрыше приза – это считается не лотерея, а стимулирующее мероприятие.

Какая бывает ответственность за нарушение условий промо-акции

Конкурсы в рамках стимулирующих мероприятий - разновидность рекламы. В связи с этим проверку их проведения осуществляет ФАС. Если государственный орган обнаружит нарушения, он выдает предписание об их устранении. К примеру, обяжет предпринимателя дописать необходимые сведения и т.д.
Помимо этого будет возбуждено административное дело. Предусматриваются штрафные санкции:

 

Акции с одинаковыми подарками всем участникам.

Такие промо-акции - часть маркетинга при розничной торговле. Суть акций - предложение клиентам выгодной сделки, позволяющей либо получить больший объем товара по одной стоимости, либо купить что-нибудь по более низкой цене.
В настоящее время имеются следующие востребованные типы промо-акций:

Для бизнеса важно, что такие акции не считаются стимулирующими мероприятиями. На них не распространяются обязательные требования закона "О рекламе". Значит, ФАС не вправе предъявлять претензии, когда магазин, допустим, не указал, сколько продлится акция "Два товара по цене одного".
Но как можно отличить обычную акцию от стимулирующего мероприятия:

Надеемся, что данная статья дала ответы на большую часть вопросов, связанных с особенностями проморозыгрышей. Все еще остались неясности? Спросите у нас Wise.promo, и мы попытаемся ответить на них.