Учителям
Ученикам

Ответы 61-80

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ[1]

скачать в формате PDF

Ответы 61-80


61. Суть ответа — в понимании рыночных отношений. Рынок не знает границ. А цена продукции зависит от уровня развития государств. Россия в конце XIX в. значительно отставала от Англии, Франции, Германии, что и вызывало неконкурентноспособность многих российских видов продукции на международном экономическом рынке. Кроме того, бурно развивающаяся промышленность России требовала безотлагательного потребления значительного объема различных видов сырья, поэтому максимально использовались как внутренние, так и внешние ресурсы.

62. По этому вопросу нет однозначного ответа. Во-первых, революция в России уже назревала, коль сам министр внутренних дел думал, как ее предотвратить. Во-вторых, войны, как правило, если они страной проигрываются, чаще всего приближают ее к революции (как, к примеру, первая мировая война приблизила Февральскую и Октябрьскую революции). В-третьих, необходимо выявить, в какой мере война влияет на экономическое положение жителей и насколько они понимают ее (войны) необходимость для страны. Исходя из сказанного, можно сделать вывод: революция в России назревала; победоносная война могла сдержать революцию; поражение в войне приблизило ее. Кроме названных факторов имеется еще несколько, вплоть до своевременного и вдумчивого проведения необходимых реформ, хотя бы тех, которые вызвала революция 1905—1907 гг. (учреждение Государственной думы, многопартийность в стране и легальное существование партий, свобода слова и так далее).

63. В. И. Ленин, большевики делали ставку на принцип: «Чем хуже самодержавию, тем лучше для дела революции». Поэтому они желали поражения своему правительству в русско-японской войне. На их взгляд, просчеты правительства в войнах должны были неизбежно привести к революции, что в итоге и произошло.

64. В поисках ответа на этот вопрос надо в первую очередь иметь в виду ментальность россиян, одним из факторов складывания которой являлась многовековая общинность. Кроме того, вышедший из общины крестьянин-единоличник лишался прав на собственность общины, на ее поддержку в случае стихийного или какого-то другого бедствия. Тем не менее правительство, предоставив крестьянам льготы при выходе на отруб или хутор, гарантировав им помощь в случае необходимости, добилось того, что в первые 8 лет реформы каждый 4—5-й крестьянин вышел из общины.

65. Чины армии и флота не допускались к участию в выборах в государственные органы власти, исходя из постулата «Армия вне политики». Кстати, такое положение включено в конституции некоторых стран и сегодня. В современной России военнослужащие имеют полное гражданское право выбирать и быть избранными в любые органы власти.

66. Крестьянская община, пронизывающая значительную часть российского общества со времени Древнерусского государства на этапе капиталистического развития становится своеобразным тормозом. В России в 1903 г. полным ходом шла работа по подготовке крестьянской реформы (началась в 1906 г.), которая по своему характеру была капиталистической: общины должны были распасться на фермеров-единоличников, ни в чем не зависимых друг от друга. Так что акт 1903 г. как бы предвосхищал фермеризацию сельского хозяйства и открывал новую эпоху жизнедеятельности крестьян российской деревни.

67. Причин вступления России в первую мировую войну несколько. Во-первых, Россия имела свои глобальные интересы (в первую очередь на Балканах). Во-вторых, Россию в войну толкали международные обязательства перед союзниками (Францией, например), солидарность с братьями-славянами (сербами, к примеру). В-третьих, Николай II ни в каких вопросах не отличался дальновидностью политика. В его двадцатитрехлетнее царствование произошли грандиозная давка на Ходынке, позорно проигранная русско-японская война 1904—1905 гг., первая мировая война, наконец, две революции, отречение от престола. Так что не мог он предвидеть последствия и этой войны. В-четвертых, патриотический порыв россиян, направленный против Германии. Достаточно отметить, что 96 процентов призывников оперативно явились на сборные пункты, офицеры запаса, не получившие командных должностей, шли в армию рядовыми солдатами. Эти и другие факты затмили разум политиков (даже оппозиционная царю Дума проголосовала за военный бюджет), и царь ринулся в пучину бойни, забыв отнеготовности, недостроенности, недореформированности и т. п. всего того, что традиционно обеспечивает успешное ведение войны.

68. Русская армия действительно стала враждебной царю в начале 1917 г. К этому вело все: затянувшаяся война, поражения на фронтах, большие потери в живой силе, безобразное снабжение солдат продовольствием и боеприпасами, внесение политическими партиями смуты в армию и т. д. Во всяком случае, когда царь был отстранен от трона, защищать его оказалось некому: Россия смахнула самодержца, словно пылинку с плеча, легко и незаметно.

69. Историк В. П. Булдаков считает, что интеллигентов прежний режим не устраивал «невозможностью быть услышанным, хотя говорить им в предреволюционные годы было дозволено и больше, и громче. Для русского интеллигента обычно речь идет не о кресле, а о том, чтобы он ногой открывал дверь к тому человеку, который в кресле, дабы тот его выслушал и посоветовался с ним». Опыт показал, что и в этой скромной демократической мечте интеллигенту вскоре было отказано.

70. Идея созыва демократическим путем избранного Учредительного собрания пользовалась большой популярностью в народе. Это хорошо чувствовали большевики и, заранее не воспринимая Учредительное собрание как форму будущей власти, тем не менее выступали за него, демонстрируя свою демократичность и солидарность с народом.

71. При формировании Советов большевики где просчитались, где не сумели повлиять на крестьянские массы, и в целом органы власти на местах оказались им не совсем угодными: крестьяне избирали в них часто зажиточных, толковых, а то и откровенно богатых сельчан. Ясно, что такой состав Советов устраивал эсеров, но не господствующую власть. Вот тогда-то и возникла идея о создании комитетов бедноты из сельских пролетариев. Естественно, что не лучшая часть деревни (бедняки) могла в большей мере «разделять и властвовать», чем управлять и хозяйствовать, что вызывало раздражение у многих крестьян. Через полгода комбеды были распущены.

72. На время убийства эсерами немецкого посла В. Мирбаха (1918 г.) обстановка на фронтах Первой мировой войны была явно не в пользу Германии. Вновь открывать боевые действия против России у Германии просто не было сил. Ей надо было сосредоточиться в борьбе против Англии и Франции на западном фронте. И потом, убийство посла, как, скажем, убийство Фердинанда, не могло послужить даже поводом к войне: шел 1918 г., а не 1914 г., и Германия не могла уже диктовать свою волю даже недостаточно сильным «обидчикам».

73. Гражданская война в России — процесс необыкновенно сложный. Если говорить о точке зрения В. В. Шульгина, то прежде всего необходимо напомнить обстоятельства, в которых автором была написана «Апология Ленина», цитата из которой приводится в задаче. Труд создан Шульгиным после отбывания тюремного заключения в Советском Союзе (1958г.). Второе — о виновниках Гражданской войны в России. Диалектически так не бывает, чтобы в многосторонней борьбе не на жизнь, а на смерть была виновна одна группа людей, один класс, одна сторона. Так что виновны в общероссийском побоище 1917—1922 гг. и красные, и белые, и «зеленые», и целый ряд стран, осуществлявших интервенцию в Россию. В истоках же Гражданской войны лежали отсталость России, первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции. Третье — о приемлемости заповеди непротивления злу насилием. Надо сказать, что российский народ, как никакой другой, выполняет эту заповедь, но до определенного предела. Эти пределы в XX в. достигли критической точки в феврале и октябре 1917 г.

74. Известно, что на начальном этапе преобразований после Октябрьской революции большинство крестьян и жителей национальных окраин заняли либо выжидательную, либо враждебную позицию к новой власти. Однако вскоре их отношение к Советам стало меняться в связи с реализацией Декрета о земле: крестьяне, 242 наказа которых были, хотя и вынужденно, но все же учтены большевиками, стали получать или захватывать землю, которая не так давно была помещичьей или государственной. Белые нещадно пороли крестьян за передел земель, чем вызывали к себе ненависть. Большевики же по-прежнему утверждали лозунг «Земля — крестьянам», который конечно же импонировал большинству населения России, в том числе и народам окраин, у которых с владением землей до революции дело обстояло гораздо сложнее, чем в Европейской России или Сибири. Это земельное обстоятельство в значительной мере и предопределило отношение крестьян к красным и белым.

75. Итак, 100-тысячная армия во главе с генералом Врангелем бежала из Крыма. Этому событию способствовал ряд объективных и субъективных факторов. Объективно к тому времени Красная Армия многократно превосходила в численности Белую, в том числе и на юге России. И хотя войны не всегда выигрываются только числом, тем не менее шансов на победу у Врангеля не оставалось. Но здесь важен и субъективный фактор. Белые были основательно деморализованы. Последним шансом в своем спасении (и победе) они считали неприступный, как им казалось, Перекоп. Когда же этот перешеек был довольно неожиданно для них прорван красными, в армии наступила паника, а отсюда неразбериха, неуправляемость, неподчинение, бегство к морю и далее в Турцию.

76. Большевистская Россия отторгнула от себя до 2—3 миллионов «не пришедшихся ко двору» россиян. Изгнанниками, добровольными и принужденными, стали представители буржуазии, интеллигенции, офицеры, часть солдат. Оказавшись в основном в европейских странах, они сделали некоторые попытки объединить усилия по ликвидации большевистского строя в России. Но у них, даже самых активных и влиятельных, не оказалось объединяющей идеи. Часть эмигрантов ратовала за реставрацию на родине монархии, часть выступала за возврат к буржуазному строю и т. д. Единого авторитетного центра, координирующего усилия всех недовольных, создать так и не удалось. И это неудивительно: если в годы гражданской войны не смогли объединиться в единую силу А. И. Деникин, А. В. Колчак, интервенты и пр., то как подобный вопрос можно было решить в эмиграции? Нельзя сбрасывать со счетов и моральное состояние остатков белых вооруженных формирований: оно было подавленным. Кроме того, несмотря на предполагаемую материальную иностранную помощь, достаточных средств на создание боеспособных частей для похода на Советы не было. Офицеры и солдаты бросились на поиски хотя бы какой-то работы, чтобы просто физически выжить.

77. Да, действительно, в чем-то Советский Союз «пробежал» 50— 100-летнее расстояние за 10 предвоенных лет: успехи в экономическом, социальном и культурном развитии были огромными. Но во многом Советский Союз до 50—100-летнего рубежа так и «не добежал». «Бежать» сверхускоренно, ценой невероятных усилий народа нам пришлось в годы Великой Отечественной войны, только цель «бега» была другой: выжить. Цена оказалась сверхвысокой — только погибших до 27 миллионов человек. Тем не менее мы догнали и перегнали передовые страны, но только по производству средств ведения войны. И выжили. В последующие годы лозунг «Догнать и перегнать» не снимался с повестки дня. Однако этот лозунг чаще всего по-прежнему находил реализацию в военной области, хотя бесспорным было наше первенство в освоении космоса, в области образования, в развитии фундаментальных наук и т. д.

78. Конечно, нельзя списывать со счетов, что православие на Руси часто внедрялось через насилие (князь Владимир в 988 г. перед крещением послал своих людей по всему Киеву сказать: «Если не придет кто завтра на реку... — будет мне врагом». А в Новгороде три года спустя Добрыня с Путятой внедряли веру «огнем и мечом»), как и то, что веру в Бога значительная часть россиян обретала через внушение, а не осознание, поверхностно, а не глубинно (опросы верующих показали, что даже по одной молитве полностью мало кто знает, а «диалог» с Богом чаще ограничивается лишь просьбами). Но главное же — это террор против священнослужителей, развернувшаяся всеобъемлющая, мощная антирелигиозная пропаганда, организованная партией коммунистов. Она охватила все институты общества от детского садика до дома для престарелых. В стране разрушались церкви, многие священнослужители подверглись репрессиям, глубоковерующие — дискриминации. Ни один гражданин, верующий в Бога, не мог продвинуться по служебной лестнице.

79. Акцию по расширению границ СССР в предвоенные годы можно было бы в чистом виде расценить как возврат территорий России, отторгнутых в 1918—1920 гг. Но, во-первых, расширение границ Советского Союза стало возможным на основе секретных дополнительных протоколов с гитлеровской Германией; во-вторых, как отмечают авторы учебного пособия «История Отечества. XX век» В. П. Дмитренко, В. Д. Есаков, В. А. Шестаков, «советская власть пришла на вновь присоединенные территории, к сожалению, вместе с ускоренной национализацией, разгромом интеллигенции, насильственной коллективизацией и репрессивной политикой». В 1989 г. официальная оценка проведенным в предвоенные годы мерам по возврату отторгнутых территорий была такой: «...В великодержавной манере осуществил (Сталин. — Авт.) возвращение в состав Союза Бессарабии, восстановление советской власти в республиках Прибалтики. Все это деформировало советскую политику и государственную мораль».

80. «Борьба» со своим культом носила у И. В. Сталина имитационный характер. Согласитесь, для запрещения издания «Рассказов о детстве Сталина» ему, это в 1938 году-то, достаточно было поднять телефонную трубку, выдать команду «Не издавать!», и вопрос был бы решен. Ан нет, он пишет письмо, а И. В. Сталин не часто писал, да не куда-нибудь, а аж в Детиздат... Для истории, что и требовалось, письмо сохранилось, равно как и сыграло «положительную» роль в имитации борьбы против самого себя в 30-е гг. Кстати, И. В. Сталин в 20—30-е гг. неоднократно проявлял себя этаким «демократом»: чего только стоят его заявления об освобождении с поста генсека или о предполагаемых преемниках, которые вскоре попадали в застенки НКВД и насильственно лишались жизни.


[1] Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. Дидактические материалы. М., 2001.

Статистика

Посетителей всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
Вверх вверх