Учимся

Анализ ЕГЭ по истории

Анализ ЕГЭ 2012 по истории

Здесь представлены выдержки из аналитического отчета ФИПИ, которые могут пригодиться учителям и учащимся при подготовке к ЕГЭ. (скачать отчет полностью в формате PDF).

2.8. ИСТОРИЯ
...
2.8.7. Общие выводы
1. В 2012 г. в экзамене по истории приняли участие более 141 тыс. человек. Около трети участников представляли сельские школы. Никаких существенных различий в среднем балле, полученном участниками из населенных пунктов городского и сельского типов, не установлено. Средний балл также не различается по гендерному признаку.
2. Средний тестовый балл, полученный экзаменуемыми, – 51,5 (в 2011 г. – 51,3). Доля участников, набравших количество баллов ниже минимального, – 12,9%. 100 баллов получили 195 человек. Для преодоления планки, необходимой для сдачи экзамена, в 2011 г. необходимо было выполнить 19,4% работы, в 2012 – 22,4%, при этом, как и в 2011 г., минимальный балл составлял половину заданий базового уровня сложности. Доли выпускников, набравших баллы в диапазоне 21–40, 41–60, 61–80, 81–100, практически не изменились в сравнении с ЕГЭ 2011 г. Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на некоторое увеличение числа выпускников, не набравших минимального балла (это связано с повышением требований к его достижению), экзаменационная работа выполнена выпускниками 2012 г. примерно на том же уровне, что и в 2011 г.
3. Анализ выполнения части 1 работы показывает, что результат выполнения заданий этой части в основном зависит от содержательной составляющей заданий. Статистика выполнения заданий по периодам истории свидетельствует об относительно слабом знании выпускниками 2012 г. истории 1917–1941 гг. (особенно периода революций 1917 г.) и 1945–1991 гг. Сравнительно низкие показатели зафиксированы при выполнении заданий на знание фактов по истории культуры независимо от периода истории. Наиболее успешно экзаменуемые справились с заданиями по периодам VIII–XVII вв. и 1941–1945 гг.
4. При выполнении части 2 выпускники 2012 г. лучше справились с заданиями на систематизацию исторической информации по одному основанию. Сохраняются традиционные проблемы с выполнением заданий на установление хронологической последовательности событий, а также коррелирующих по проверяемым умениям заданий на установление соответствия фактов и дат.
Следует признать эффективность использования новых моделей заданий В10–В12 для проверки знаний и умений выпускников.
Необходимо продолжить совершенствование структуры данной части работы за счет включения заданий, проверяющих умения работать с различными источниками информации (например, историческая карта (схема), иллюстративные и статистические материалы).
5. При выполнении заданий части 3 наиболее успешно выпускники справились с заданиями С2 на поиск в источнике исторической информации, представленной в явном виде. При этом около трети выпускников не показали владения даже этим общеучебным умением. Наиболее сложными оказались задания С4, проверявшие умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; С5, проверявшие умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, и С6(К2), проверявшие способность представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
Статистический анализ показывает, что новое задание (С6) позволяет осуществить качественную дифференциацию учащихся по уровню подготовки. Анализ выполнения задания также показал, что оно нуждается в незначительном усовершенствовании в направлении большей формализации при оценивании работ.
6. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы группами выпускников с различным уровнем подготовки свидетельствует о различиях в структуре знаний и умений разных групп выпускников. Обращает на себя внимание отставание групп выпускников, имеющих низкие результаты экзамена, прежде всего, в уровне сформированности общеучебных и предметных умений. Это свидетельствует о важной роли формирования умений в структуре школьного исторического образования.

2.8.8. Методические рекомендации
На основе анализа результатов ЕГЭ 2012 г. можно сформулировать следующие рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2013 г. и совершенствованию методики преподавания истории.
1. ЕГЭ 2012 г. по истории выявил недостаток знаний выпускников по периодам 1917–1941 гг. и 1945–1991 гг. гг., а также блоку учебного материала, связанному с изучением вопросов истории культуры. Педагогам рекомендуется обратить особое внимание на прохождение/повторение этих тем и скорректировать методику работы исходя из специфики каждой из них. Методика работы с материалом, посвященным истории культуры, подробно освещалась в Аналитическом отчете ФИПИ по результатам ЕГЭ 2011 г. Поэтому в данном разделе речь пойдет о совершенствовании методики работы при изучении отдельных периодов истории XX в.
Прежде всего, надо отметить, что период истории России наиболее близок к нашему времени. Еще живы очевидцы событий, произошедших в нашей стране в XX в. Несомненно, что учитель истории не должен упустить шанс использования данного фактора для повышения эффективности преподавания предмета. Ярким подтверждением этого тезиса является факт наиболее успешного выполнения учащимися заданий по истории Великой Отечественной войны. Постоянное обращение к этим героическим страницам истории нашей страны делают данный материал всегда актуальным для любого гражданина, в том числе и для выпускников школы. Встреча, общение с человеком, который был участником или свидетелем того или иного события, несомненно, поможет включить факты истории в живой социальный опыт учащихся, будет способствовать лучшему их пониманию и запоминанию. Этому же будет способствовать работа по изучению учащимися истории своей семьи.
Во-вторых, события истории XX в. в большей степени отражены в исторической научной, научно-популярной и художественной литературе, чем события любого другого периода. В сети Интернет можно найти интересную информацию о любом событии, произошедшем в XX в. Другими словами, недостатка в информации в наше время не существует. Но, чтобы этой информацией эффективно воспользоваться в процессе обучения, надо ответить на два вопроса: как мотивировать учащихся к изучению этой информации и как сделать так, чтобы информация, воспринимая учащимися при самостоятельном изучении, была правдивой и полезной? По сути, современный учитель вынужден все чаще задумываться именно над этими двумя вопросами; мало того, именно успешностью их решения во многом сегодня определяется эффективность его работы. Конечно, ответы на них конкретны и индивидуальны для каждой педагогической ситуации, но опыт показывает, что очень многое зависит от личности учителя.
Третья особенность периода XX в. – это его насыщенность событиями. Конечно, уделять внимание всем историческим событиям в одинаковой степени на уроках невозможно. Но успешное выполнение части 1 экзамена предполагает усвоение выпускниками значительного количества этих фактов. Несомненно, что задача учителя – связать факты, построить из них определенную систему; и лучше, если эта связь будет логически выверенной, основанной на причинно-следственных, пространственных, временных связях. В нашем аналитическом отчете уже отмечалось, что для успешного выполнения заданий экзаменационной работы необходимо больше внимания уделять рассмотрению исторических событий, явлений, процессов, проблем во всевозможных аспектах, не ограничиваясь наиболее распространенными сторонами и точками зрения. Именно такое рассмотрение и будет способствовать систематизации многочисленных фактов. Например, ввод советских войск в Афганистан, значительное внешнеполитическое событие XX в., отразился на внутриполитической ситуации в СССР, развитии культуры, спорта, социальной ситуации в стране; смерть И.В. Сталина повлекла множество перемен во всех сферах жизни и т.д. Кроме того, не стоит забывать о традиционных способах систематизации информации (таблицы, схемы и др.). Но современный учитель может внести в эти традиционные формы значительное разнообразие, если, например, учащиеся будут делать те же таблицы и схемы на компьютере, в электронном виде. Вообще, современные компьютерные технологии, при их продуманном использовании, способны сделать процесс обучения более ярким и эффективным. Учет названных и других особенностей периода XX в. в преподавании, использование скрытых возможностей в преподавании данного периода истории, своевременное выявления причин трудностей в усвоении материала и устранение их помогут преподавателю лучше подготовить учащихся к экзамену.
В части 2 экзаменационной работы, как и в 2011 г., самыми трудными оказались задания на определение последовательности событий. Эти умения, несомненно, во многом базируются на знании фактов. При формировании умения определять последовательность событий эффективными бывают такие формы, как работа с лентой времени, построение различных информационных таблиц, где необходимо соотнести частные события и общие исторические процессы, выстраивание событийных рядов в конце изучения какого-либо длительного процесса и др. Эти приемы могут оказаться эффективными и при выполнении других заданий (соотнесение информационных рядов, работа с таблицей).
В 2013 г. планируется введение в часть 2 экзаменационной работы заданий на работу с картографической и иллюстративной информацией. Несомненно, что данные изменения давно назрели. В связи с этим нововведением надо сказать о возможных направлениях подготовки к выполнению подобных заданий. Работа по подготовке к выполнению заданий с картографической информацией может проводиться с использованием настенных и электронных карт, атласов и контурных карт. Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте. Затем следует приступать к выполнению заданий, предполагающих: самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту; нанесение объектов на контурную карту (в старших классах такая работа наиболее эффективна, когда она проводится без использования атласов и карт из учебника в качестве подсказки); ответы на вопросы по исторической карте и др. Эти виды работы должны проводиться в связи с изучаемым в данный момент учебным материалом, почти на каждом уроке учителя должна присутствовать работа с исторической картой.
Работа с иллюстративным материалом, как известно, является неотъемлемым компонентом преподавания истории в школе. К сожалению, в последние годы все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда, особенно в старших классах школы, практически не используются исторические картины, неэффективно используются доступные учебные электронные ресурсы, иллюстрации учебника. Между тем в современном мире значительно возросла роль информации, предлагаемой в нетекстовой форме. Роль нетекстовой информации для понимания истории также растет в условиях расширения возможностей для путешествий, общения через сеть Интернет. Ее необходимо правильно воспринимать и понимать. В процессе обучения в школе у учащихся должен сформироваться определенный запас зрительных образов и ассоциаций, который станет основой для ориентации в мире истории. В этот запас должны войти образы произведений мировой и национальной культуры, символы разных эпох мировой и национальной истории. В выполнении задачи формирования такого запаса помогут иллюстрации учебников, электронные ресурсы, сеть Интернет. Нужно отметить, что работа с ресурсами сети Интернет должна проходить под контролем учителя, который является руководителем учащихся в поиске необходимой информации, ее объяснении и оценке.
Рассмотрим основные проблемы подготовки выпускников к выполнению части 3 ЕГЭ. Серьезной ошибкой педагогов, работающих над формированием умений учащихся, является использование ими на уроках исключительно заданий, составленных на основе КИМ ЕГЭ по истории. Дело в том, что задания КИМ ЕГЭ созданы именно для измерения знаний и умений выпускников, но они не являются обучающими. Например, мы видели, что невысокие результаты были получены при выполнении заданий на аргументацию. Для формирования данного умения необходимо проведение дискуссий, дебатов, обсуждений мнений историков и т.п. Во время таких уроков ученик окажется в ситуации, когда ему необходимо будет приводить аргументы в реальной, живой дискуссии, что, несомненно, активизирует процесс мышления, заставит предвидеть контраргументы оппонента. Кроме того, стимулом в данном случае будет коллективное действие, оценка одноклассников. Несомненно, что такие формы активизируют работу над формированием умения, сделают ее эффективной. В процессе этой деятельности будут усвоены и определенные знания (информация, включенная в деятельность, всегда усваивается лучше).
Наихудшие результаты в части 3 были показаны выпускниками 2012 г. при выполнении задания-задачи С4. Педагогам, работающим над формированием умения анализировать историческую ситуацию, которое необходимо при выполнении данного задания, рекомендуется обратиться к методическим разработкам О.Ю. Стреловой (см.:«Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки». Хабаровск: Частная коллекция, 2006). При анализе исторической ситуации необходимо внимательно изучить все ее элементы и сделать выводы, а не пытаться вспомнить готовые выводы из учебника (как правило, именно выводы нужно указать в ответе). Чтобы на уроках у учащихся не было возможности вспомнить выводы в готовом виде, по-видимому, учитель должен подбирать для анализа ситуации незнакомые, не описанные в учебной литературе. Если работа будет организована таким образом, то она не будет сведена к припоминанию заученного материала, а действительно будет являться анализом ситуации. Результаты ЕГЭ показали, что при выполнении задания С4 ЕГЭ заученный материал может помочь не всегда.
Следует обратить внимание на еще одно «трудное» задание – С6(К2). Как отмечалось, невысокие результаты его выполнения связаны с недостаточной сформированностью у выпускников умения обобщать историческую информацию. Очень часто выпускники просто перечисляли факты из биографии исторического деятеля, но не указывали направлений и результатов деятельности. Умение обобщать информацию в различных контекстах и формулировать результаты этого обобщения является важным во многих видах деятельности. Безусловно, существует огромное количество приемов и методов, которые можно использовать. Перечислить их в рамках небольшого раздела невозможно. Обратим внимание лишь на некоторые аспекты, важные для подготовки к выполнению задания С6. Прежде всего, необходимо обратить внимание на эффективность использования повторительно-обобщающих уроков. Это учебное время отводится для того, чтобы на основе фактов, которые выпускники уже знают, сделать обобщения и выводы, а также повторить те выводы, которые были сделаны в процессе изучения темы. На этих же уроках можно вспомнить и основных деятелей изученного периода. Готовясь к выполнению задания С6, необходимо уяснить значения понятий «направления деятельности» и особенно «результаты деятельности». Приступая к выполнению данного задания, необходимо выработать для себя алгоритм действий, который может совпадать с формулировкой задания. 1. Указать годы жизни. 2. Сформулировать направления деятельности. 3. Дать характеристику каждому из направлений. 4. Указать результаты деятельности. Этот алгоритм структурирует работу, не позволит пропустить какой-либо ее этап.
В заключении обратим внимание на то, что значительное количество ошибок допускается экзаменуемыми по причине невнимательности при чтении и анализе условий заданий. Действительно, умение внимательно прочитать и понять текст является важнейшим не только при сдаче ЕГЭ, но и в практической жизни любого человека. Большое количество ошибок, сделанных по невнимательности и из-за непонимания простых формулировок, свидетельствует не просто о «невезении», а именно о несформированности соответствующих умений.
Хочется надеяться, что недостатки подготовки выпускников к экзамену, названные в данном разделе, будут учтены педагогами и это положительно скажется на результатах ЕГЭ 2013 г.

Поделиться
Статистика

Посетителей всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
Вверх вверх